Для рукоделия годится все: специально
купленный бисер или стеклярус, старая или рассыпавшаяся бижутерия,
отдельные разносортные бусины и — в сочетании с ними — стразы, нарядные
пуговицы, мех, кожа, тесьма, кружево, блестки, ракушки, камешки,
соломка, береста, металлические цепочки и многое другое, что окажется
под руками.
Бисер — мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозными отверстиями для низания.
Старинный
бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный. Кроме
круглого есть еще рубленый бисер, или, как его называют для краткости,
— рубка. Он представляет собой цилиндрики (короткие трубочки), иногда
граненые. В отличие от стекляруса длина рубленого бисера примерно равна
его диаметру. Бисер может быть прозрачным, блестящим и матовым, с
перламутровым покрытием и без него. Особенно ярко сверкает и
переливается парчовый бисер. Его делают из прозрачного стекла, иногда
цветного, а внутреннюю поверхность отверстия покрывают краской. Такой
бисер очень красив и может менять оттенки в зависимости от освещения.
Бисер или бусины с блестящим радужным покрытием, напоминающим переливы
бензиновой пленки, так и называют — «бензиновым». «Бензиновое» покрытие
может иметь темный и светлый бисер, прозрачный и непрозрачный. Цветовая
гамма бисера не знает границ. Этот материал очень разнообразен.
Размер круглого бисера обозначают номером: чем мельче бисер, тем больше номер (рис. 1).
Бусины
всегда крупнее бисера. Их часто используют в сочетании с бисером.
Размер бусины определяется ее диаметром. Бусины бывают самых
разнообразных форм и расцветок.
Они
могут быть изготовлены из стекла, пластмассы, металла, натуральных
камней, дерева, кости и других материалов. Граненые бусины часто
называют «кристаллами», а вытянутые — «рисом». Бусы из грубо
обработанных камней или янтаря, имеющие неправильную форму и
посторонние вкрапления, называют рустикальными.
Стеклярус
— трубочки из цветного стекла, используемые для украшения одежды и
интерьеров. Он был широко распространен не только в городском, но и в
крестьянском быту. При отделке городского костюма чаще выбирали
одноцветный стеклярус в тон ткани, обыгрывая его блеск на матовом фоне.
В крестьянском костюме использовали разноцветный стеклярус или молочный
— под жемчуг. Стеклярус был незаменим при отделке нарядов в первый год
траура, когда носить драгоценности не разрешалось.
Для
разных целей изготовляют стеклярус разных размеров, цветов, формы.
Встречается витой стеклярус. Главный размер стекляруса — его длина,
выраженная в сантиметрах.
Страз
— имитация драгоценного камня, делается из свинцового стекла. Назван по
имени французского ювелира Страза, придумавшего современную форму
изделия в середине XVIII в.
Страз
имеет металлические приспособления для крепежа или отверстия. Продаются
и дешевые пластмассовые стразы, но они не такие яркие и блестящие, как
стеклянные.
Блестки
— маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки другой формы для
украшения одежды и предметов быта. Блестки имеют отверстия для крепежа
и могут быть выполйены из металла, стекла, слюды, синтетических
материалов.
Пайетки — плоские разноцветные металлические кружочки.
Пуговицы
— застежки разнообразной формы с ушками или отверстиями для пришивания.
Пуговицы долгое время были произведением ювелирного искусства,
выполнялись из серебра, украшались эмалью, жемчугом, кораллами и
золотом.
Раньше
декоративность пуговиц была важнее их полезности, особенно в мужском
костюме. Встречались пуговицы из бриллиантов, пуговицы-часы, миниатюры
по фарфору и эмали. На мужские рубашки пришивали пуговицы из сердолика,
кости и золота. Причем они могли быть разными на одном изделии.
Морские ракушки
и даже их осколки, обкатанные морем, представляют собой прекрасные
заготовки для бусин. Остается только просверлить отверстие, если его
нет, — и бусины готовы. В крупных или свежесобранных ракушках отверстия
надо именно сверлить, причем очень осторожно. Как правило, ракушки
раскалываются при попытке проколоть их иглой или шилом. Мелкие ракушки,
пролежавшие несколько месяцев в сухом месте, можно прокалывать — брака
будет немного.
При
выборе материала для рукоделия обращайте внимание на его качество.
Главное достоинство стеклянных бусин, бисера, стразов — их
долговечность. Выбирая бисер, убедитесь, что бисеринки
имеют примерно одинаковый размер и правильную форму. Края рубленого
бисера и стекляруса должны быть гладкими и не иметь острых неровных
сколов. Если в пакетике есть крошки краски, покрывающей бисер, или сам
пакетик слегка окрасился, значит, бисер быстро облезет.
Чем лучше материал, тем приятнее и легче с ним работать. Но не спешите
в поисках совершенства отвергать то, что есть под рукой, пусть даже не
слишком хорошего качества. Может быть, и из него выйдет что-нибудь
необычное и интересное. Ограниченность выбора материала заставляет
думать, изобретать, фантазировать. Результат получается неожиданным и
часто очень эффектным.
Нити.
Качество и внешний вид изделия зависят и от нитей, используемых для
нанизывания. В старину применяли льняные нити, конский волос. Сейчас
используют любые нити из натуральных и синтетических волокон, леску,
тонкую проволоку.
Иглы.
Иглы должны быть достаточно тонкими, чтобы свободно проходить через
отверстия в бусинах. Если игла проходит туго, то можно подточить ушко
наждачной бумагой. Если отверстия в бусинах слишком узкие и нет
подходящей иглы, то придется обойтись без нее. Раньше в этом случае
использовали щетинку — расщепляли один конец и вдевали в него нить.
Сейчас поступают иначе: кончик нити окунают в лак или затвердевающий
при высыхании клей (БФ, ПВА). После высыхания кончик становится
достаточно твердым, чтобы работать им без иглы. Но его хватит
ненадолго. Конец нити пообомнется, и процедуру придется повторять.
Застежки.
Даже такая, казалось бы, незначительная деталь украшения, как застежка,
может быть весьма интересной и неожиданной. Например, в русской моде
XVIII в. появился фермуар — застежка из драгоценных металлов и камней
на колье и ожерельях. Ценность застежки могла намного превосходить
ценность самого ювелирного изделия. Поэтому такие ожерелья носили
застежкой спереди. Для домашнего рукоделия замочки для бус,
сережек, клипсов, кошельков и прочие аксессуары можно купить или
позаимствовать у порвавшихся вещей. Очень красивы и удобны замочки для
бус с колпачками, закрывающими узлы. При использовании замочка без
колпачка украсьте застежку и замаскируйте узел, поместив рядом с
замочком по обе стороны от него красивые крупные бусины или подвески,
подходящие изделию по цвету и фактуре. Закрепляя в начале работы на
нити замок для бус, браслетов, сережек, оставляйте конец не менее 10—
15 см. Завершив работу, конец нити около замочка смажьте клеем, вденьте
в иголку, проденьте через ближайшие бусины и отрежьте. Заправленный
таким образом конец нити не вылезет и не испортит внешний вид изделия.
Рядом с застежкой браслета поместите крупные тяжелые бусины или
несколько подвесок. Они не только украсят и замаскируют замок, но и
утяжелят его — и браслет не будет переворачиваться на руке застежкой
вверх.
Будьте осторожны при использовании металлических завинчивающихся
замочков с отверстиями для нити. Если отверстие имеет острые края и
грубо обработанную поверхность, то нить очень быстро перетрется. Чтобы
избежать этого, вставьте в отверстие изнутри подходящую к замочку по
цвету проволочку, закрученную в узелок с одного конца (рис. 2).
Свободный конец сложите петелькой и заправьте в отверстие. Нить прикрепите к петельке.
Удобны замочки, позволяющие менять длину изделия в зависимости от
наряда и настроения. Первый вариант такой застежки: на одном конце
ожерелья или браслета закрепите защелку от замочка для бус. На другом
конце выполните подвеску длиной 5—12 см из мелкого бисера и бусин. Для
подвески нанизывайте на нить поочередно то несколько бисеринок, то одну
крупную бусину. Чтобы застегнуть замок, зацепите защелку за один из
бисерных участков подвески (рис. 3).
Другой
вариант застежки с регулируемой длиной: концы бус выполните в виде
подвесок из бисера и бусин. Для этого нанизывайте на нить поочередно то
бисер (2,5 — 3,5 см), то одну крупную бусину. Застегните маленькую
подходящую по цвету булавку между бусинами обеих подвесок (рис. 4) — и
застежка готова. Нужны длинные бусы — застегните булавку у крайних
бусин. Нужны бусы покороче — застегните булавку подальше от концов.
Оставшиеся свободные концы подвесок украсят застежку.
Концы
бус, браслетов, ожерелий и других украшений можно соединить без
использования специального замочка, просто завязав их бантом. «Замок-бантик» пригодится и для изящного колье. Его концы из шелковой
ленты можно завязать сзади на шее небольшим элегантным бантиком. В
сочетании с вечерним платьем такое украшение выглядит особенно необычно
и нарядно.
|